Записаться на консультацию Вы можете позвонив по телефону (495) 901-22-44

Социальная политика, как фактор человеческого развития

Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина является одной из важнейших признаков демократического государства, но имело права провозгласить, необходимо создать определенные механизмы, условия для их реализации, что может быть обеспечено надежной системой гарантий в этой сфере. То есть должна быть определена четкая социальная политика государства.

Под социальной политикой принято понимать целенаправленное воздействие политическими средствами на социальную сферу, но точки зрения расходятся при определении основного содержания социальной политики и ее стратегии: что в ней должно доминировать - проблемы труда или распределения и какие группы населения (производственная или непроизводственная) должны быть основным ее объектом.

В мировой теории и практике наиболее распространенными являются два направления социальной политики - либеральный и патерналистский. Первый связывают с такой деятельностью государства, создает необходимые экономические, правовые и культурные условия развития личности, обеспечивая равные возможности каждому гражданину. Патерналистское модель предусматривает гарантирование государством определенного уровня доходов и социальных услуг в зависимости не от личного трудового вклада, а прежде всего от потребностей населения, способствует развитию человеческого капитала. Если же определить социальную политику, которая формируется в Украине, то ее трудно однозначно втиснуть в рамки конкретной модели. Это означает, что здесь переплелись различные признаки, поскольку украинская социальная политика действительно находится на этапе становления, вбирая в себя все положительное мирового опыта, но одновременно допуская значительные просчеты, связанные прежде всего с популистскими подходами предвыборных баталий. И как результат - упрощенный вариант социальной политики либерализма - модель государственной политики социального обеспечения, суть которого сводится к предоставлению минимального уровня социальных гарантий со стороны государства.

На наш взгляд, такие подходы к определению содержания и стратегии социальной политики достаточно суженными и не отвечают требованиям современности. Основными же критериями являются гуманитарные. Социальная политика должна быть политикой человеческого развития. Человеческое развитие обеспечивается не только ростом доходов, уровня образования, здравоохранения, расширением прав и возможностей выбора, но и процессом становления личности Такие выводы для Украины имеют не только теоретическое значение, но и практическое, особенно в контексте выбора внешнеэкономических приоритетов. Европейские приоритеты украинской внешнеэкономической политики должны стать не только определяющими для власти, а быть мировоззренческой основой жизнедеятельности большинства населения. Гарантии социальных прав и свобод человека как понятие - это система средств и способов, которые дают возможность для защиты своих прав на владение, пользование и распоряжение социальными благами. По своей сути гарантии является условиями обязано создать государство для реализации прав. По содержанию - это система мероприятий, направленная на реализацию прав (организация здравоохранения, отдыха, социального обеспечения и другие). По форме гарантии - это предусмотренные Конституцией и законами Украины организационные и правовые формы реализации социальных прав и свобод.

Для общественной стабильности, для углубления процессов демократизации очень важным является существование гарантии самообеспечения работающим. Настоящая демократия строится на поддержке тех граждан, которые в материальном плане от власти независимы, кто имеет соответствующий уровень жизни, причем обеспечивает его собственным трудом, приобретенной образованием, знаниями. К сожалению, даже активная работа украинского гражданина не обеспечивает ему надлежащего уровня жизни. Украина остается далеко позади европейских стран по уровню оплаты труда. Европейская ориентация Украины требует достижения таких относительных показателей социальных стандартов как удельный вес оплаты труда в ВВП на уровне 55-65%, соотношение минимальной заработной платы к средней заработной платы не ниже 55%, а также рост минимальной заработной платы против прожиточного минимума на трудоспособное лицо в более чем 3 раза, средней заработной платы - соответственно в 5-6 раз, средней пенсии к прожиточному минимуму на человека, который потерял трудоспособность, около 4 раз.

Для достижения социальных гарантий, государственная политика доходов должна быть направлена на стимулирование роста легально выплачиваемой заработной платы как обязательной предпосылки финансовой способности системы обязательного социального страхования, прежде пенсионного При этом социальные гарантии должны касаться установления минимальной заработной платы, постепенное повышение ее уровня к прожиточному минимуму для лиц трудоспособного возраста и введение нового социального стандарта - минимальной почасовой заработной платы. Минимальная заработная плата выступать государственной гарантией нижней границы оплаты труда. Механизм установления минимальной заработной платы (МЗП) в той или иной форме используется во всех цивилизованных странах, как правило, через механизмы социального партнерства и с учетом прожиточного минимума. По стандартам Европейской социальной хартии, МЗП должен составлять 2-2,5 прожиточных минимума.

По данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40-60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический минимум частности, в Бельгии, Дании, Нидерландах, Германии - 50% среднего уровня, во Франции - 60%. Итак, по меркам украинской средней зарплаты минимальная должна быть в начале 2007 года 620 грн, но если учесть, что прожиточный минимум занижен, а минимальная зарплата ниже его, то отсюда следует, что требует повышения и минимальная и средняя заработные платы.

Рассмотрение только некоторых социальных гарантий дает основания полагать, что их реализация в основном лежит в экономической сфере, которая имеет свою социальную форму, поэтому исключительное значение для развития процессов демократизации общества имеет повышение регулирующей и контролирующей роли государства, направленной на обеспечение защиты прав человека, развития его личности и достаточного уровня жизни.

Ознакомится с ценами на услуги вы можете в разделе Цены на услуги